Статья 9117

Название статьи

ОПЫТ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО ПОДХОДА К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СЮЖЕТА О МЕДЕЕ В РОМАНЕ КРИСТЫ ВОЛЬФ «МЕДЕЯ. ГОЛОСА» И КИНОВЕРСИИ ПЬЕРА ПАОЛО ПАЗОЛИНИ

Авторы

Савиных Ольга Игоревна, аспирант, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского  (Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23), peu_plus@mail.ru

Индекс УДК

 7.06+821.112.2

DOI

10.21685/2072-3024-2017-1-9

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность выбранной темы заключается в постановке широкой культурологической и литературоведческой проблемы – проблемы интермедиальности, находящейся на стадии разработки в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Цель работы – выявить на основе комплексного филологического анализа принципы проявления интермедиальности в произведениях различных видов искусства второй половины XX в.
Материалы и методы. Проблема рассматривается на материале романа Кристы Вольф «Медея. Голоса» и киноверсии античного сюжета режиссера Пьера Паоло Пазолини «Медея». В ходе исследования используется структурно-описательный метод, сравнение, а также методология интермедиального анализа.
Результаты. Соотнесены по ряду критериев произведения авторов, интерпретирующих сюжет о Медее. Сопоставление дало возможность выявить общие черты в изображении образов Медеи, Ясона, Главки, обращении к отдельным мотивам, использовании способов создания атмосферы романа и ки-
новерсии. Рассмотрены несколько значений термина «интермедиальность», каждый из которых применим в отношении указанных произведений.
Выводы. Делается вывод об эстетической близости интерпретаций, принадлежащих разным видам искусств. Термин «интермедиальность» применяется к исследуемым произведениям в своих трансмедиальном, онтологическом, отчасти трансформационном значениях, обозначенных в статье.

Ключевые слова

Криста Вольф, Пьер Паоло Пазолини, трансмедиальная интермедиальность, онтологическая интермедиальность, трансформационная интермедиальность.

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Владимирова, Н. Г. Интертекстуальность. Интермедиальность. Интердискурсивность : учеб. пособие / Н. Г. Владимирова ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016. – 170 с.
2. Шарыпина, Т. А. Проблема взаимодействия видов искусств в немецкой философско-эстетической мысли на рубеже XIX–XX вв. / Т. А. Шарыпина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 4. – С. 993–997.
3. Шарыпина, Т. А. Рецепция античного мифа в романе Ю. Брезана «Крабат, или Преображение мира» / Т. А. Шарыпина // Литературные связи и традиции в творчестве писателей Западной Европы и Америки XIX–XX вв : межвуз. сб. – Горький, 1990. – С. 67–77.
4. Гаспаров, М. Л. Сюжетосложение греческой трагедии / М. Л. Гаспаров // Избранные труды / М. Л. Гаспаров. – М. : Языки русской литературы, 1997. – Т. 1. – 660 с.
5. Вольф, К. Кассандра. Медея. Летний этюд / К. Вольф. – М. : Олимп : АСТ, 2001. – 448 с.
6. Медея [Видеозапись] / реж. Пьер Паоло Пазолини ; в ролях: М. Каллас, Дж. Джентиле, М. Джиротти. – DVD Магия, 2002. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
7. Ницше, Ф. В. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. В. Ницше. – М. : Азбука, 2014. – 224 с.
8. Завершнева, Е. Настоящая история Медеи, рассказанная Пьером Паоло Пазолини / Е. Завершнева. – URL: http://www.vavilon.ru/textonly/issue13/pasolini.html (дата обращения: 25.09.2016).
9. Wolf, Ch. Medea. Stimmen : roman / Ch. Wolf. – München : Deutscher Taschenbuch Verlag,1998. – 217s.
10. Словарь символов / под ред. Г. В. Гаева. – М. : Крон-Пресс, 1995. – 512 с.

 

 

Дата создания: 08.08.2017 10:55
Дата обновления: 08.08.2017 13:58